О.Р.Черановский

Мечты и реальность или путь в науку

От автора

      Жизнь человека, который не ставит перед собой цели, не может быть полноценной, как правило, это сплошная суета и самообман. Целью может быть разное - от самой высокой мечты до простого желания спокойного жизненного благополучия (но опять-таки не в качестве самоцели, а во имя чего-то еще, во имя пусть не твоего, но кого-то из рядом идущих). Конечной целью всегда должно быть Созидание.<...>
       Во время моей учебы и работы в ХАИ моя кафедра занималась разработкой беспилотной летающей лаборатории (ЛМ) для выполнения различных летных исследований в реальных условиях полета. Я принял активное участие в этой работе. <...>
       Министерство авиационной промышленности (МАП) предложило нам принять участие в создании самолетов нового поколения, т.е. создавать динамически подобные модели этих самолетов и выполнять на них, в опережающем темпе, все исследования опасных ре-жимов полета. Для этих целей нам выделялись дополнительные финансы и штаты на создание в ХАИ отраслевой научно-исследовательской лаборатории. <...>
     В 1989 году на базе нашей лаборатории при ХАИ по решению ЦК КПСС и СМ СССР был создан Научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета самолетов. Таким образом, поставленные нашим коллективом цели были достигнуты.
        Не все было просто и легко. Все время приходилось решать различные сложные научные и конструкторские проблемы, постоянно что-то изобретать. Но мы не сдавались. Ряд наших специалистов по итогам выполненных работ защитили кандидатские и докторские диссертации, существенно расширилась тематика выполняемых работ.
        К сожалению, из-за развала Советского Союза работы по развитию этого перспективного научного направления по созданию новой авиационной техники были свернуты.<...>
      

*       *        *

       2002 год 20 июня. В Научно-исследовательском институте проблем физического моделирования режимов полета самолетов при Национальном аэрокосмическом университете им. Н.Е. Жуковского "Харьковский авиационный институт" торжественно отметили мой юбилей. Мне исполнилось 75 лет.
        Душевно поздравили меня руководители конструкторских бюро им. П.О. Сухого и им. А.И. Микояна, Генеральный директор АО Авиа-прома России А.Н. Геращенко, а также руководящий состав, летчики-испытатели и научные сотрудники летно-исследовательского института им. Громова, с которыми мы плодотворно сотрудничали в течение многих лет.
        Созданный на базе отраслевой лаборатории летающих моделей в 1989 году Научно-исследовательский институт проблем физиеского моделирования режимов полета самолетов (НИИ ПФМ), которым мне довелось руководить, приобрел большой авторитет не только в Советском Союзе, но и за рубежом и явился этапом моей научной деятельности по развитию авиационной науки в СССР. Я стал доктором технических наук, мне присвоили звание заслуженного авиастроителя СССР, звание лауреата Государственной премии Украины.

/Полный текст статьи здесь/

 От техника до ученого
/творческий путь инженера-исследователя в НИИ ПФМ ХАИ в 1969-2003 гг./

      В 1973 г. по инициативе О.Р. Черановского был сделан крутой поворот в тематике лаборатории.
     Понимая исчерпанность штатной тематики, на основе имеющихся в то время технических решений, он предложил заняться вопросами физического моделирования нестационарных режимов полета.
      Предложение оказалось очень своевременным. Конструкторы маневренных самолетов подошли к новым интегральным аэродинамическим компоновкам, не обеспеченным достаточным уровнем расчетных методик. Трубный ( в аэродинамических трубах) эксперимент нестационарных режимов на мелкомасштабных моделях не давал уверенного результата.

/Полный текст статьи здесь/

 

Первый полет Л-11


Первый неудачный полет летающей лаборатории
ЛЛ-11 на аэродроме ХАИ. Падение на крыло с последующим разрушением. Ноябрь 1956 года.

Модель СЛМ-32

     Основные данные модели:

        

1. Масса - 1200 кг;
2. Диапазон высот полета - 500…5000 м;
3. Диапазон скоростей полета - 40…200 м/с; 4. Время эксперимента - 600 с ;
5. Количество регистрируемых параметров - 128;
6. Силовая установка - М-601М; 7. Приводы рулей - гидравлические;

  • запуск - с вертолета-носителя;
    Ми-8МТ;
  • посадка - под парашютом на гидравлические амортизаторы.

        

         Модель создана в 1986 году и проходила испытания до 1999 года.