главная

 

К двадцатилетию референдума о сохранении Союза ССР.

      Инициатива проведения референдума в 1991 г. исходила от высшего советского руководства, и, прежде всего лично
М.С. Горбачёва.Объективно по своей сути это была попытка переломить ситуацию усугубляющегося политического, социального и экономического кризиса, связанного с отходом от экономической модели социализма.
      Однако сам М.С. Горбачёв и инициаторы референдума на Съезде народных депутатов СССР ставили другие задачи - надеялись, прежде всего, при помощи референдума остановить политический кризис, связанный с началом распада СССР и грозивший им потерей власти.
       Характерным является то, что причины социально-экономического кризиса носили экономический характер, а на референдум был вынесен политический вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".
      Второй вопрос, который был непосредственно связан с экономической моделью - т.е. формой собственности на средства производства, и который изначально планировалось вынести на референдум (об этом было принято специальное постановление Съездом народных депутатов СССР) - о частной собственности на землю - на референдум вынесен не был. Он не был вынесен на референдум по личному настоянию Горбачёва, поскольку в случае его негативного для "реформаторов" решения (отказа от частной собственности на землю), возникала угроза для проведения дальнейших буржуазных реформ и усиления и в партии, и в обществе сторонников социалистического пути развития.
      Таким образом, переход от социализма к капитализму произошёл без согласия советского народа, экономический базис всего советского общества был демонтирован партийно-хозяйственной номенклатурой самочинно, и народу "на откуп" был оставлен вопрос о существовании самого союзного государства.
      Как известно, народом этот вопрос был решён положительно, как известно и то, что это решение было проигнорировано политической элитой.
      С учётом вышесказанного это вполне закономерно - с переходом от социализма к капитализму, в преддверии тотальной приватиизации Союз ССР был обречён. Его роспуск явился политической приватизацией союзного наследия, первым и обязательным шагом для приватизации экономической.
      Как и всякий переход от более сложной формы организации общества к более простой, переход от социализма к капитализму в экономическом смысле является регрессом.
       За последние 21год экономика понесла огромные потери. Если сравнивать её показатели с результатами 1990 г. (последний год 12 пятилетки), то сравнение в полной мере подтверждают это: В настоящее время внутренний валовой продукт Украины составляет 63,1% от уровня ВВП УССР 1990 г., (для сравнения ВВП России 91%), население: почти 52 миллиона в 1990 и менее 46 миллиона в 2011, из них экономически активного меньше половины (22 миллиона). При этом на Украине на реальное промышленное и сельскохозяйственное производство соответственно приходится только 18, 5% и 15, 8% ВВП, тогда как на сферу услуг 65, 7%. (Для сравнения в 1989 г. в доле общесоюзного ВВП торговля и сфера услуг занимали соответственно 12% и 22%, тогда как промышленность - 32%, с/х. - 18%, строительство - 10%, транспорт и связь - 6%).
      Эти изменения говорят только об одном - с крахом социализма и распадом СССР общество Украины утратило производственный потенциал (он составляет чуть больше 1/3 доли экономики страны) и живёт за счёт "проедания" советского наследия (потреблять - почти 2/3 доли экономики - больше, чем было произведено, можно только за счёт того, что было произведено ранее). Современное украинское общество, таким, каким оно сложилось на 21 году независимости Украины, это общество приживалок и рантье, проедающее наследие своих предков.
       Следует понимать, что похожая ситуация сложилась и в других бывших республиках СССР, с той лишь разницей, что в тех из них, которые обладают значительными запасами различного природного сырья, произошёл уклон в развитии экономики добычи и их первичной переработки, а сама экономическая система приобрела резко выраженный сырьевой характер.
       В таких условиях ставить вопрос о воссоздании СССР как о первоочередной задаче по выходу из создавшейся ситуации - значит повторять ошибки 1991 г., надеясь, что политическая форма сможет повлиять на экономическое содержание.
      В нынешних условиях деиндустриализированное общество, живущее "проеданием" наследства своих предков и долговым закабалением своих потомков (в настоящее время один только внешний долг Украины составляет 104 миллиарда долларов США - более 1/3 ВВП), а на момент провозглашения независимости Украина не имела внешних долгов), не способно к сложным формам организации совместно с с такими же деградированными "осколками" бывшей страны. Первоочередным шагом в направлении развития, а не регресса должен быть шаг, связанный с переходом к экономическим основам социализма, с национализацией всех тех производительных активов, которые в своё время были приватизированы и ещё сохранились физически. В наших условиях государство является единственной силой способной поднять и возродить разрушенное производство, которое является основой развития любого общества.
      Следовательно, лозунгом всех прогрессивных сил должен стать лозунг "ЗА Будущее - ЗА Социализм", а изменения в самом обществе возможны только тогда, когда идеи социализма получат широкое распространение в общественном сознании.
       Первоочередной задачей левых сил на этом этапе должно стать формирование концепции и стратегии, некой модели будущего, которую условно можно назвать "Социализм - 21век". Эта модель должна, прежде всего, опираться на строгий научный (в том числе и экономический) анализ современного состояния экономики и общества, уровня развития производительных сил как Украины, так и её соседей и общества в целом.

                                                      Доктор фил.наук Я.В,Тарароев