ПРО них и ПРО нас
     Россия и США начинают новый этап гонки вооружений.
     С решения Соединенных Штатов образовать третий позиционный район своей национальной системы противоракетной обороны в Европе, по сути, начался очередной этап мировой гонки вооружений. Хотя само его начало весьма условно, поскольку все шло к тому последние несколько лет.
     Точкой отсчета можно считать 2002 год, когда США вышли из Договора по ПРО, подписанного еще в 1972 году и исправно служившего сдерживанию гонки стратегических вооружений. Совершенно новым является разве только то обстоятельство, что американцы впервые разместят противоракеты вне своей территории. Новый этап гонки вооружений многоаспектный, он может проявиться с неожиданной и опасной стороны, затронув не только главных участников - Россию и США, но и страны, на территории которых планируется размещение американских элементов системы ПРО и их соседей, в частности, Украину. США решили развернуть в Чехии мощный радар, а в Польше - десять противоракет шахтного базирования.
      Владимир Путин заявил, что Россия даст на это «в высшей степени эффективные и асимметричные ответы». «Мы уже сейчас имеем систему противоракетной обороны и систему преодоления противоракетной обороны», - сказал президент, имея в виду, прежде всего, новую ракету «Тополь-М». Однако, уже скоро в России появится оружие нового поколения, для которого системы ПРО, в том числе и разрабатываемые, не будут иметь никакого значения. (ПРО и contra 05.02.2007 10:03 | Время новостей).
      В подтверждение слов В.Путина 06.02.07 министр обороны России Иванов без особой помпы вручил в Кремле награды группе ракетчиков.
     Суть новинки в том, что нынешняя система ПРО США рассчитана на уничтожение баллистических ракет, то есть идущих по заранее заданной траектории, а новое российское стратегическое оружие будет действовать на гиперзвуковых скоростях, менять траекторию - высоту и направление полета. Это оружие на новых физических принципах может нести ядерный заряд. И тогда новая, стоящая гигантских денег американская ПРО останется не у дел.
      Радар в Чехии с расчетной дальностью действия 4-4,5 тыс. км начнет работать, как говорят сами американцы, не раньше 2011 года, ракеты в Польше станут на боевое дежурство и того позже. У американцев аналога оружия, о котором сказал Владимир Путин, нет и в ближайшее время не предвидится. Эти слова заставляют вспомнить о нашем великом земляке – Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском и его учениках.
     Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (1909 - 2001) - Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор НПО "Молния", доктор технических наук, профессор, академик, вице-президент Российской инженерной академии.
      Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 года в городе Киеве. В 1930 году окончил Харьковский механико-машиностроительный институт. С 1932 работал в авиационной промышленности, с 1941 года - в конструкторском бюро А.И. Микояна, участвовал в организации серийного производства семейства самолетов МиГ - от МиГ-9 до МиГ-31. Истинный талант Глеба Евгеньевича раскрылся при создании авиационно-космической системы "Спираль". Если бы в 1960-х годах этот проект не был закрыт, то в настоящее время человечество уже бы имело недорогой и надежный космический носитель, позволивший сделать полеты в космос довольно обычным явлением.
      В 1976 году Лозино-Лозинский возглавил Научно-производственное объединение "Молния", которому была поручена разработка многоразового орбитального корабля "Буран". Как известно, с этой задачей коллектив предприятия успешно справился и 15 ноября 1988 года корабль совершил свой первый, но, к сожалению, последний полет в космос.
     Лозино-Лозинский был награжден двумя Орденами Ленина, Орденом Октябрьской революции, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, многими медалями, удостоен звания лауреата Ленинской премии и двух Государственных премий СССР. Предложенные им и реализованные идеи: воздушного старта, гиперзвуковых истребителей и космических кораблей многоразового использования значительно обогнали свое время. Дело его, продолжается учениками и последователями и это позволяет россиянам смотреть несколько свысока на потуги американцев в разворачивании третьего эшелона ПРО на территории стран восточной Европы вблизи границ России.
     С другой стороны, российская система ПРО А-135 находится в боеготовом состоянии, о чем говорит недавний успешный пуск ракеты 53Т6.
      Конечно, США отнюдь не утратили способность на ответный или ответно-встречный удар всей мощью своих ядерных сил, однако факт некоего, пусть и эфемерного, превосходства «главного противника», как говаривали во времена СССР, уязвляет самолюбие американцев. Так была уязвлена Россия после выхода США из Договора по ПРО. Тогда много говорили о том, что, накрывшись непроницаемым противоракетным зонтиком, Соединенные Штаты смогут безнаказанно наносить ядерные удары куда захотят. Хотя очевидно, что ни одна ответственная держава в современном мире не применит первой ядерного оружия.
     Понятно, что американские противоракеты в Европе будут направлены не против Ирана и Северной Кореи, у которых нет серьезного баллистического оружия. Но даже если бы оно и было, то его маршруты проходили бы не через Польшу и Чехию. К тому же локатор для наблюдения за Ираном логичнее было бы установить в Турции, входящей в НАТО. Любопытно, что для почти семи сотен пусковых установок МБР России эти десять противоракет угрозы не представляют. Даже военное ведомство Украины возмущено тем, что американцы так и не объяснили, для чего именно разворачивается система наблюдения, какой сектор будут перекрывать противоракеты. Тогда для чего все старания?
      Есть несколько вариантов ответов. Во-первых, первые десять ракет будут далеко не последними, в итоге выстроится многоэшелонированная система ПРО в Европе. Она будет усилена не только за счет новых элементов в море и космосе, но и за счет новых баз в других странах. На очереди, по некоторым сведениям, Венгрия и Словакия. По прогнозам, элементы ПРО США будут расползаться и достигнут Азиатско-Тихоокеанского региона, где уже наблюдается противоракетная активность. Вполне допустимо, что США такими двойками (локатор - ракеты) намерены обложить всю территорию России.
     Во-вторых, вместо противоракет после небольшой доработки в шахты в Польше могут быть помещены ударные баллистические ракеты, способные в считанные минуты достичь любой точки России. Вполне возможно, что в этом и есть главный смысл «третьего позиционного района». Тогда уже России придется думать о размещении вблизи своих границ противоракет. Военные специалисты уже предлагают в этом качестве комплексы С-400 ("Триумф"), предварительно поставив на их ракеты вторую ступень. Тогда скорость ракеты возрастет с 4,5 до 9 км в секунду.
      В-третьих, с появлением элементов ПРО США в Европе планируемое построение европейской тактической ПРО (на театре военных действий) может оказаться пустым звуком. В соответствии с подписанным на последнем саммите Североатлантического альянса в Риге соглашением через шесть лет должна начать функционировать командно-штабная структура американо-европейской ПРО. Однако создавать ее планируется с использованием американских технологий, и в последующем она будет управляться из-за океана. При этом Штаты не обращают внимания даже на разницу в подходах к построению системы ПРО самих США и Европы: американцы строят ее против межконтинентальных баллистических ракет, европейцы - против крылатых ракет и ракет средней дальности.
     Плюсы и минусы для США от размещения ПРО в Европе.
      С точки зрения национальных интересов США размещение ПРО позволит решить несколько задач:
      Во-первых, будет создан район перехвата баллистических ракет вне территории США.
     Во-вторых, будут отработаны вопросы интеграции района ПРО с системой управления на американском континенте (контролировать все, естественно, будут американцы).
      В-третьих, объект ПРО вблизи границ России будет оказывать военное и политическое давление на российское руководство, вынуждая его искать новые меры противодействия, что увеличит финансовую нагрузку на российский бюджет.
      В-четвертых, европейцам будут продемонстрированы новые возможности США по достижению своих целей вне рамок НАТО.
     К отрицательным для США последствиям можно отнести дальнейшее охлаждение российско-американских отношений, так как любые действия США по развертыванию компонентов ПРО российским руководством воспринимаются крайне негативно. Военное сотрудничество между США и Россией подвергнется серьезному испытанию.
     Дополнительный стимул получат ракетное распространение и стремление ряда государств обладать более совершенными ракетными средствами доставки. Не останутся в стороне и ведущие ракетные державы - Россия и Китай. Из опыта американо-советского противостояния в годы холодной войны известно, что поддержание стратегического баланса за счет совершенствования ракетных средств - это самый дешевый и доступный способ компенсировать возможный ущерб потенциалу сдерживания. Возникнет опасность проведения террористических актов против объектов американской ПРО в Европе.
      Реклама возможностей ПРО, важность этих объектов для США и широкий общественный резонанс, который может вызвать их уничтожение, делает эти объекты весьма привлекательной мишенью для атак террористов. В существующих на сегодняшний день планах и разработках руководство США ставит задачу придать системе ПРО глобальный характер и развернуть многоэшелонную систему противоракетной обороны с многочисленными элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования. В американских программах по созданию противоракетных средств все больший вес приобретают проекты НИОКР, ранее ограниченные Договором по ПРО 1972 года. Они включают разработку средств перехвата на активном, среднем и конечном участках траектории полета, а также создание информационно-разведывательных систем космического базирования. Рассмотрим кратко технические и юридические аспекты взаимоотношений в такой деликатной сфере, как противоракетная оборона (ПРО).
     История создания ПРО США.
      Исследовательские работы в области возможности создания противоракетной обороны были начаты в США в конце 1940-ых годов. В 1957 г. США приступили к созданию системы "Найк-Зевс", предназначенной для защиты объектов, и провели первые успешные летные испытания в 1962 г. Однако, администрация Дж. Кеннеди скептически относилась к возможностям системы, и программа была прекращена.
     В 1963 году началась разработка системы ПРО "Найк-Икс", перед которой была поставлена задача защиты района. Архитектура системы предусматривала перехват ракет на двух рубежах, и в ее состав входили два типа противоракет - одна должна была обеспечить перехват целей на дальности до 650 км, другая - уже в районе обороняемого объекта - на высоте до 30 км. Для системы "Найк-Икс" были созданы новые многофункциональные радиолокационные станции с фазированной антенной решеткой (ФАР). Испытания системы начались в 1968 году и продолжались вплоть до 1971 года. В конце 1960-х годов был начат новый проект, предусматривающий зональную оборону крупных административно-промышленных и получивший название "Сентинел" ("Часовой"). Для размещения комплексов этой системы намечались районы на северных границах США, а также вокруг Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и некоторых других крупных американских городов. Развертывание системы предполагалось завершить в течение 5-6 лет. Администрация Никсона приняла решение прекратить финансирование проекта.
      Новая программа "Сейфгард" ("Страж") предназначалась для создания защиты баз МБР. Система состояла из двух эшелонов и в нее входили высотные, дальние перехватчики "Спартан", противоракеты (ПР) ближнего перехвата "Спринт", радиолокационные станции "PAR" и "MSR". Намечалось иметь 12 комплексов "Сейфгард", на каждом из которых предполагалось разместить 30-40 ПР "Спартан" и 10-75 ПР "Спринт". Система "Сейфгард" была поставлена на боевое дежурство на базе МБР Гранд-Форкс в 1975 г., но вскоре было принято решение о ее консервации.
      Второй этап в истории развития противоракетных программ США можно отнести к 1980-ым гг., когда президент Рейган объявил о "Стратегической оборонной инициативе" (СОИ) или программе создания системы ПРО для "звездных войн". Окончание "холодной войны" лишило аргументов сторонников развития противоракетной обороны, и программа СОИ была в 1991 г. переориентирована на менее амбициозную "Джи Палз" (GPALS), перед которой ставилась задача глобальной защиты от ограниченного ракетно-ядерного удара. В 1990-е годы финансирование программы было прекращено. В результате пересмотра оборонных программ в 1994 г. основное внимание в развитии программ ПРО было переориентировано на создание систем защиты против нестратегических ракет (ПРО на ТВД- театре военных действий). Программа "Джи Палз" распалась на несколько самостоятельных, включая программы совершенствование перехватчика "Пэтриот" (Patriot) для сухопутных войск (Армии) США, перехватчика системы ПВО "Иджис" (Aegis) для ВМС США и новую систему ПРО сухопутных войск США ТХААД (THAAD). Статус отдельной получила программа создания перехватчиков МБР наземного базирования - НПРО (NMD). Администрация США не планировала развертывание системы НПРО, в отличие от систем ПРО на ТВД. Перед программой НПРО ставилась более скромная цель - достижение технической готовности к развертыванию. В целом финансирование на развитие противоракетных программ в середине 1990-х гг. было урезано более чем в 2 раза ($17 млрд. вместо запланированных на GPALS $39 млрд. в течение 5 лет).
     Третий этап развития программ ПРО США начался в 1999 г., когда администрация Б.Клинтона приняла решение развернуть ограниченную систему обороны территории США от межконтинентальных ракет на базе программы НПРО. План администрации Клинтона предполагал развертывание НПРО в три этапа.
      На первом этапе планировалось построить новую РЛС сантиметрового диапазона GBR на о-ве Шемия, шт. Аляска и провести модернизацию существующих пяти РЛС системы раннего предупреждения EWR, две из которых находятся за пределами США. На Аляске предполагалось разместить до 20 ракет-перехватчиков. Обнаружение пусков баллистических ракет и предварительное грубое целеуказание планировалось осуществлять либо существующими спутниками раннего предупреждения DSP либо, по мере ввода в строй, их преемникам - спутниками SBIRS High, расположенными на геостационарной орбите. Работы по созданию системы ПРО в минимальной конфигурации должны были завершиться в 2005 г.
      Второй этап программы, который должен был закончиться в 2007 г., предполагал доведение количества перехватчиков на Аляске до 100 единиц и введение в строй целого ряда новых систем, включая спутники SBIRS-Low на низких орбитах, которые призваны обеспечивать целеуказание на среднем участке траектории и распознавание ложных целей.
     На третьем этапе предполагалось увеличить количество перехватчиков до 200-250, разместив половину из них на базе в Гранд Форкс (основная база МБР США), а также ввести в строй еще восемь РЛС сантиметрового диапазона. Создание этой системы предполагалось завершить в 2010-2015гг.
     Пришедшая к власти в 2001 г. республиканская администрация Буша сделала создание системы защиты территории США от баллистических ракет одним из основных приоритетов. Планы прежней администрации были пересмотрены, и резко увеличен бюджет программ ПРО. В декабре 2001 г. президент Буш сообщил о том, что России было направлено официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из договора по ПРО 1972 года, запрещавшего создание системы ПРО территории страны.
      Примерно с середины 1960 годов в сфере стратегических вооружений в центре внимания руководства США находились две новые военные программы: одна носила оборонительный характер (система противоракетной обороны -ПРО), другая наступательный (межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися головными частями - МБР с РГЧ).
      Не случайно эти две программы начали осуществляться, по существу параллельно.
      Наряду с преимуществами, которые виделись в РГЧ, для возрождения стратегии обезоруживающего удара необходима была система ПРО. Она должна была по этому замыслу обеспечить прикрытие США от ответного удара, значительно ослабленного ударом стратегических ракет с РГЧ.
      США приступили к созданию систем ПРО в 1957 году, хотя, конечно, научно исследовательские и поисковые работы были развернуты раньше в середине 1950 годов. Работы по этим программам не воплотились в создание реальных систем ПРО, но они подготовили солидный научно-технический задел, который может быть востребован в ходе реализации планов нынешней администрации США по созданию и развертыванию национальной ПРО.
      История создания системы ПРО СССР.
      В СССР первые теоретические исследования возможности создания систем ПРО относятся к 1948-1951 гг. В начале 1954 года вышло правительственное постановление, в котором КБ-1 - головному разработчику зенитных ракетных систем - поручалось провести исследование для изучения создания систем ПРО. Главным инженером КБ-1 был назначен Серго Гигичкория - Берия - сын Лаврентия Берия. Это назначение и создание КБ-1 было связано с реализацией дипломного проекта С.Берия по созданию самолета – снаряда. Реализация привела к появлению в СССР первой в мире управляемой противокорабельной ракеты. В настоящий момент это КБ носит имя его первого руководителя и основателя – А.Расплетина и называется НПО "Алмаз". Все разработки существующих в настоящее время на территории бывшего СССР систем ПВО с ЗРК (зенитно – ракетными комплексами) связаны с этой организацией. В то время, когда американцы ориентировались при создании системы ПРО на РЛС с карандашным лучем, А.Расплетиным была предложена гениальная по своей простоте идея - использовать РЛС с веерными лучами, что позволяло при создании кольца ПРО столицы уменьшить количество комплексов прикрытия с более чем 1000 до 56. Так было положено начало системе «Беркут» (от имени Берия). После ареста С. Берия, который произошел вскоре после расстрела его отца она была переименована в С-25.
      В августе 1954 года после того, как специально созданная в КБ-1 группа под руководством Лифшица представила оценку возможностей создания средств ПРО на базе современной - на тот момент - техники радиолокации и достижений в области зенитных ракет, дальнейшие работы над системами ПРО было поручено возглавить Г.В. Кисунько- Главный конструктор КБ-1 с1955 по 1962гг. Его Генеральным конструктором с 1961по 1967гг. был А.А.Расплетин).
     Строительство опытного комплекса ПРО, предназначенного для экспериментальной проверки возможности создания боеспособной ПРО, было начато в июле 1956 года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Испытания системы в полном составе начались в 1959 году. Первый успешный перехват реальной цели - головной части (ГЧ) баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр - был осуществлен 4 марта 1961 года. Таким образом, СССР более чем на 40 лет опередил США в области создания противоракет. США первый перехват баллистической ракеты своей противоракетой осуществили в 2002году, причем противоракета наводилась на баллистическую ракету не по отраженному сигналу, а по сигналу ответчика (радиомаяка), находящегося на борту последней. Это существенно упрощало осуществление процесса перехвата.
      В 1959 году Министерством обороны были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) на систему ПРО Москвы, получившую обозначение "система А-35". Головным разработчиком системы А-35 был назначен Г.В.Кисунько. Эскизный проект системы А-35 был успешно защищен осенью 1962 года. И в том же 1962 году начались практические работы по строительству под Москвой объектов этой системы.
      Планировалось, что она будет поставлена на боевое дежурство к 7 ноября 1967 года. Однако в процессе разработки системы в нее были внесены изменения, начались доработки, после чего доработанный эскизный проект системы А-35 снова был запущен в 1964 году. Важнейшие технические сложности в ходе модернизации системы А-35 привели к задержке сроков сдачи системы заказчику. Основной проблемой стала низкая эффективность перехвата БР с РГЧ индивидуального наведения (ИН) и средствами преодоления ПРО. Комиссия Министерства обороны (МО) в октябре 1967 года после анализа полигонных испытаний дала отрицательное заключение по системе. Работы по развертыванию системы были практически приостановлены.
      Вскоре была начата разработка новой концепции системы ПРО Москвы. Головной организацией стал научно-технический центр, входящий в ЦНПО "Вымпел". Возглавлял работы А.Г Басистов. Однако нужно отметить, что в это время шли переговоры об ограничении систем ПРО. Уже определялись основные положения будущего Договора по ПРО. В соответствии с этим было принято решение о продолжении строительства и принятии системы в эксплуатацию в сокращенном составе.
     В июне 1972 года была принята в опытную эксплуатацию первая очередь системы А-35, а в 1974 году в эксплуатацию были введены объекты второй очереди системы. В мае 1977 года были начаты государственные испытания модернизированной системы А-35М, которая затем были принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Параллельно с проведением работ по доводке и последующей модернизации системы А-35 ЦНПО "Вымпел" велась интенсивная разработка системы ПРО Москвы нового поколения. Научно-исследовательские работы в этом направлении возглавил А.Г. Басистов. В новой системе предусматривалось двухэшелонное построение, второй эшелон - перехват в атмосфере, что позволяло решать задачу селекции ложных целей (ЛЦ), которыми оснащаются современные МБР с РГЧ.
      Окончательное решение о строительстве многочисленного двух-эшелонного комплекса ПРО Москвы, получившего название "система А-135", было принято в 1978 году. Вскоре началось строительство центральной РЛС будущей системы, а в 1981 году - строительство шахтных пусковых установок (ШПУ) для ПР системы А-135. В 1987 году завершилось строительство объектов и проведение конструкторских испытаний системы. К концу 1989 года были закончены и государственные испытания системы. До середины 1994 года осуществлялась опытная эксплуатация системы. После этого система ПРО Москвы второго поколения была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство.
      Юридические аспекты вопроса.
     В июне 1967 года в американском городе Глассборо (штат Нью-Джерси) состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с президентом США Л. Джонсоном, на которой с американской стороны было предложено заключить соглашение об ограничении систем противоракетной обороны, что, поначалу не вызвало понимания. <br>
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;В последующем Советский Союз стал выступать за ограничение не только оборонительных, но и наступательных стратегических вооружений. Первого июля 1968 года Президент США Джонсон заявил о согласии США начать переговоры по вопросам стратегических вооружений, но этому помешали чехословацкие события. И только спустя примерно полтора года, в ноябре 1969 года, начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных и оборонительных вооружений. 26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по ПРО и временное соглашение в области стратегических наступательных вооружений (СНВ). Договор по ПРО вступил в силу 3 октября 1972 года. Стороны обязались:
     - не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны;
     - иметь по 2 района ПРО для каждой из Сторон, а после подписания в 1974 году протокола - по одному району ПРО радиусом 150 км.; для СССР - с центром в столице; для США - на базе МБР Гранд-Форкс (в каждом районе не более 100 пусковых установок и противоракет, а также ограниченное число РЛС);
     - не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, т.е. система ПРО должна размещаться на земле и быть стационарной;
     - разработки и испытания систем ПРО или их компонентов проводить только на согласованных испытательных полигонах;
     - не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся компонентами системы ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами и не испытывать их в целях ПРО;
     - не развертывать в будущем РЛС предупреждения, кроме как на позициях по периферии национальной территории с ориентацией вовне;
     - не передавать системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором, другим государствам и не размещать их вне национальной территории.
      Контроль, за выполнением обязательств по Договору осуществляется национальными техническими средствами. Для содействия осуществлению целей и положений Договора по ПРО была создана Постоянная консультативная комиссия (ПКК), на которую возлагалось рассмотрение вопросов, касающихся выполнения Договора, а также предложений по повышению жизнеспособности Договора. Надо сказать, что вся предыстория подготовки Договора по ПРО привела Советский Союз и Соединенные Штаты к двум принципиальным выводам:
      - Осознание того, что безудержный рост ядерных арсеналов военную безопасность не укрепит.
      - Наилучший способ поставить барьер на пути наращивания СНВ - взаимный отказ от строительства ПРО (то есть, по сути, принятие своего рода концепции "голых королей").
     Эти слова означают реальную закономерность, состоящую в том, что ограничение на ПРО снижает мотивацию к наращиванию СНВ. Сегодня этот вывод воспринимается как аксиома, но в то время признание этого обстоятельства означало государственную мудрость лидеров двух стран. Заключение Договора по ПРО стало переломным моментом в истории разоруженческого процесса. Не будь Договора по ПРО - вряд ли могли появиться Договор ОСВ-2, Договор по РСМД, Договор СНВ-1, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и многие другие соглашения в области контроля над вооружениями.
     Колоссальный объем проделанной переговорной работы государствами характеризует перечень подписанных по этой проблеме документов.
     Документы по Договору ПРО.
      - Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. (договор по ПРО);
     - Протокол к Договору об ограничении систем противоракетной обороны, 3 июля 1974 г.;
     - Совместное российско-американское заявление по глобальной системе защиты от 17 июня 1992 г.;
     - Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне от 21 марта 1997 г.;
     - Пакет документов, подписанных в Нью-Йорке 26 сентября 1997 г.;
     - Меморандум о договоренности в связи с договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, от 26 мая 1972г.;
     - Первое согласованное заявление в связи с договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, от 26 мая 1972г.;
     - Второе согласованное заявление в связи с договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, от 26 мая 1972 г.;
     - Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами;
     - Положение о постоянной консультативной комиссии Совместное заявление о пятом рассмотрении Договора по ПРО от 14 октября 1998 г.;
     - Совместное заявление США и Российской Федерации, касающееся стратегических наступательных и оборонительных вооружений и дальнейшего укрепления стратегической стабильности от 20 июня, 1999 г (Кельнские соглашения);
     - Официальные предложения США по модификации Договора ПРО (пакет документов, неофициальный перевод с английского), 20 января 2000 г.;
     - Совместное заявление о принципах стратегической стабильности, 4 июня 2000 г.;
     - Замысел и этапы создания общеевропейской системы противоракетной обороны - российские предложения по ЕвроПРО, 2001 г.;
     - Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Соединенных Штатов Америки по стратегической стабильности, Генуя, 22 июля 2001 года.
      13 июня 2002г. США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.
     Официально объявив за полгода об одностороннем выходе из Договора по ПРО, США, получив такую возможность, провели ранее запрещенные испытания противоракет. Далеко не полный перечень документов, приведенный нами по этой проблеме, показывает, как достаточно сложно развивались и развиваются взаимоотношения между СССР-Россией и США. Наряду с документами по ПРО существует не менее обширные комплекты документов, запрещающие использование космоса в военных целях, а также упоминавшиеся нами ранее договора (РСМД, ОСВ-2, СНВ-1, ДВЗЯ и др.).
      Эта область дипломатии достаточно деликатна, складывалась десятилетиями. Страны двигались в направлении организации коллективной безопасности и снижения риска возникновения конфликтов путем ступенчатого согласования позиций, как говорят те же англичане: «step by step» - шаг – за шагом и негоже было нашим украинским дипломатам и теперь уже к счастью, бывшему Министру Б.Тарасюку уподобляться слону в посудной лавке и пытаться своими неуклюжими комментариями по поводу размещения США ракет в Европе, вмешиваться в этот деликатный вопрос, который требует тщательного изучения и выверенных действий, чтобы не принести вреда народу Украины.
      Сложившееся к настоящему моменту положение дел.
      Таким образом, как следует из проведенного нами анализа, к настоящему времени сложилась следующая ситуация:
      Россия обладает существенными преимуществами перед США, как в области наступательных систем ядерных вооружений, так и систем ПРО. В отличие от США, она обладает мобильными комплексами МБР с РГЧ существенно превосходящими по своим возможностям американские. Кроме того, в ближайшей перспективе она реально может поставить на вооружение гиперзвуковые комплексы, обладающие возможностью маневра и практически неуязвимые как для существующих комплексов ПРО США, так и перспективных. Их неуязвимость для традиционных противоракет объясняется высокой маневренностью, возможностью смены траектории движения, а для перспективных лазерных систем - влиянием нелинейных эффектов в стратосфере, где осуществляется их полет, снижающих эффективность применения лазерного оружия. На реализацию госпрограммы вооружения, рассчитанной на 2007-2015 годы, в России планируется направить около 170млрд. $. "В рамках программы планируется поставить на боевое дежурство 34 шахтные пусковые установки и командных пунктов, а также закупить более 50 грунтовых подвижных комплексов "Тополь М", сообщил Министр Иванов. Кроме того, в составе ВВС планируется иметь 50 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС.
     Помимо этого, в рамках госпрограммы планируется завершить строительство стартовых комплексов "Ангара" и "Союз-2", "полностью восстановить замкнутое периферийное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении на российской территории".
     США подошли к испытаниям своей системы ПРО. Практическая эффективность системы, использующей ракеты, к настоящему времени не известна. Она пребывает в состоянии отработки отдельных элементов.
      ПРО, использующая ракетную систему NMD, предназначена для перехвата Межконтинентальных баллистических ракет. Осуществляется заатмосферный кинетический перехват с дальностью до нескольких тысяч километров. Скорость противоракеты для достижения заданной дальности перехвата должна составлять не менее 7,2 км/с.
      С ноября 1998 г. в Северной Дакоте и на Аляске начаты работы по выбору места возможного развертывания позиций противоракетного комплекса. Развертывание сокращенного образца (20 противоракет) в 2003 г. – в Дакоте 18,372 млрд., на Аляске 21,470 млрд. Развертывание полного состава (100 противоракет, космические средства целеуказания) в 2006 г. – в Дакоте 28,639 млрд., на Аляске – 28,614 млрд.
      При условии развертывания дополнительных комплексов на континентальной части США после 2006 г. стоимость жизненного цикла каждого дополнительного ПРК составит около 14,5 млрд. (т.е. без расходов на НИОКР, которые составляют 4,6 млрд. без трат до 1998 г.). Такие же комплексы, судя по всему, планируются к поставке на боевое дежурство в Польше. США усиливают и систему противоракетной обороны возле восточных рубежей России. Самый большой американский радар морского базирования переброшен недавно с Гавайских островов в Тихом океане на Алеутские острова в Беринговом море, поближе к Камчатке. Данная РЛС с фазированной антенной решеткой - самая большая в мире. Ее создание обошлось в 815 миллионов долларов. Длина комплекса - 130 метров, высота - 83 метра. Скорость передвижения платформы - до 10 узлов в час. В Пентагоне рассчитывают, что РЛС, работающая в сантиметровом диапазоне, сможет отличать боеголовки баллистических ракет от ложных целей на промежуточном участке полета. Информация с нее будет поступать на Аляску и в Калифорнию, где уже установлено 16 первых ракет-перехватчиков, а также на будущую базу в Европе, где предполагается к 2012 году развернуть 10 противоракет (Польша). (Радар передвинули поближе 08.02.2007 12:35 | © Вести.Ru)
      Таким образом, происходит передислокация комплекса ПРО, размещенного на плавающей платформе поближе к границам Росии.
     Разрабатываемый в настоящее время противоракетный комплекс ABL представляет собой работающий в инфракрасном диапазоне йодно-кислородный химический лазер "COIL" с выходной мощностью излучения порядка нескольких мегаватт, размещенный на борту транспортного варианта широкофюзеляжного самолета Boieng 747-400F.. Лазерное излучение наводится на цель оптической системой, размещенной внутри корпуса самолета-носителя и в специально созданной поворотной башне диаметром 2,64м, размещенной на носовой части самолета.
      Обнаружение запуска баллистических ракет в пределах поражения обеспечивается как за счет бортовых средств наблюдения - оптических и радиолокационных - так и за счет приема внешнего целеуказания в первую очередь от космических средств обнаружения запуска баллистических ракет. После установления факта пуска БР задействуется лазерный дальномер-локатор, определяющий дистанцию до цели и измеряющий степень неоднородности атмосферы вдоль трассы луча. На основании данных от лазерного локатора оптическая система лазерной установки адаптирует оптические элементы для конкретных условий, после чего производится "выстрел".
      Для поражения цели лазерный луч должен удерживаться на ее поверхности в течение нескольких секунд, с тем чтобы добиться или проплавления стенок баков или их истончения под тепловым воздействием. В обоих случаях возможным исходом является либо разрыв тонкостенной оболочки корпуса ракеты-цели и взрыв находящихся под повышенным внутренним давлением баков, либо разрушение силовых конструкций корпуса ракеты-цели в месте истончения (образования отверстия), которое ведет к разрушению ракеты в целом.
      В состоянии готовности к перехвату запускаемых баллистических ракет самолеты системы ABL будут нести дежурство в воздухе на высоте 13 000 м над контролируемой собственными войсками или союзной территории на удалении приблизительно 80 км от линии государственной границы. В такой ситуации самолет-носитель ABL будет уязвим от воздействия современных зенитных ракет и наиболее эффективных ракет «воздух-воздух» большой дальности.
     Самолет-носитель системы ABL, как это предусматривается разработчиками в настоящее время, будет нести на борту запас активных агентов для использования в лазерном модуле, который будет достаточен для производства 40 «выстрелов» по обнаруженным целям. С учетом времени, необходимого системе для обнаружения стартовавшей баллистической ракеты, подготовки к выстрелу и сопровождения цели лучом (для ее поражения), поражение баллистических ракет с дальностью действия порядка 650 км Генеральным подрядчиком программы ABL является компания "Boeing". Оптическая система и подсистема управления лучом лазера разрабатываются фирмой "Lockheed Martin", разработка и выпуск лазерных модулей системы возложены на фирму "TRW". В перспективе, отработав лазерные системы вооружения появляется возможность размещения комплексов на космических платформах.
     Характеристики системы ПРО ABL:
      Самолет-носитель - Boeing 747-400F.
      Дальность перехвата (дистанция от места старта ракеты) ракет с дальностью действия порядка 650 км - 185-320 км ракет с дальностью действия порядка 1000 км - 320-470 км.
      Боезапас одного самолета - до 40 перехватов/
      Полный состав системы - 7 самолетов-носителей ABL.
      Стоимость программы - 1,3 млрд.долл. на проведение НИОКР - 4,8 млрд.долл. на закупку техники - 4,9 млрд.долл.на эксплуатацию в течение 20 лет/
      Поставка всех 7 запланированных самолетов должна завершиться к 2007 г..
      Система космического базирования SBL (Space-Based Laser) предназначена для уничтожения ракет средней дальности, межконтинентальных ракет. Поражение осуществляется в полете баллистических ракет, находящихся на значительной части среднего участка своей траектории за пределами земной атмосферы. Система наиболее эффективна против устаревших ракет, оснащенных жидкостными ракетными двигателям. Будет ли SBL способен эффективно бороться с современными твердотопливными ракетами, к настоящему времени не ясно; однако боевая эффективность против таких ракет определенно будет значительно ниже.
     Для прикрытия всей территории США необходимо развертывание в космосе, по крайней мере, 17 станций. В рамках варианта создания национальной ПРО рассматривался вариант развертывания 20 станций. Программа находится на стадии НИР.
     Достоверные оценки стоимости ее жизненного цикла в настоящее время отсутствуют, однако по некоторым приблизительным оценкам стоимость жизненного цикла системы может достигать 100 млрд.долл. Возможные сроки проведения первых летных испытаний – между 2005 и 2008 гг. Недавно были проведены первые испытания самолетного варианта системы. В настоящее время лазерные системы оружия проходят доработку и испытания. Возможность уничтожения ракет на начальном участке старта из – за влияния атмосферы останется, по – видимому, декларативной.
     Какова же должна быть позиция Украины в вопросе о размещении систем ПРО вокруг ее территории?
      Размещение американской системы ПРО вблизи российских границ обоснованно беспокоит Москву. В связи с этим, Россия предлагает США заключить договоренности, которые бы юридически обязывали стороны не направлять свой военный потенциал друг против друга. "По проблеме глобального развертывания ПРО США Россия нацелена на продолжение российско-американского диалога с тем, чтобы добиться юридически обязывающих договоренностей, гарантирующих не направленность военных потенциалов друг против друга", - заявил директор департамента внешнеполитического планирования МИД РФ Александр Крамаренко. Он подчеркнул, что российская сторона намерена "вести работу по разъяснению дестабилизирующих последствий создания глобальной системы ПРО, включая размещение ее элементов в Европе". "Ухудшение международной обстановки в случае, если не будет обеспечена атмосфера предсказуемости, открытости и доверия в области ПРО, затронет интересы безопасности широкого круга государств", - цитирует г-на Крамаренко агентство "Интерфакс".
     Проведенный анализ показывает, что при развертывании системы ПРО на территории Чехии и Польши Украина, которую и так расценивают, как страну, входящую в санитарный кордон НАТО, может оказаться в довольно неприглядном положении, когда участники возможного конфликта Россия и США будут осуществлять уничтожение ракет противника над ее территорией. США будут осуществлять эту операцию на разгонном участке российских ракет с использованием разрабатываемых в настоящее время систем лазерного оружия, а также традиционных противоракет, размещенных на территории Польши. Россия будет уничтожать атакующие ее территорию ракеты своими средствами ПРО на подлете к своей территории. Аналогично, что Польша и Чехия будут заинтересованы в перехвате российских МБР на удаленных рубежах от своей территории, а технические характеристики американских противоракет будут это позволять. А такими удаленными рубежами и будет территория Украины. Понятно, что, находясь в роли буфера или санитарной зоны, Украина будет страдать от обломков, сыплющихся сверху и которые могут принадлежать как ракетам США, так и России. Самой разумной в этом положении позицией, как представляется, должно быть противодействие попыткам как США, так и России к наращиванию средств ПРО и размещению ее компонент на территории третьих стран, непосредственно граничащих с Украиной. В дополнении к этому Украине необходимо блокироваться с Россией в вопросе оказания давления на США о восстановлении договора по ПРО. Договор по ограничению ПРО формирует ситуацию "голых королей", состоящую в том, что ограничение на ПРО снижает мотивацию к наращиванию СНВ, которое становится при этом бессмысленно. В этой связи выглядит, по крайней мере, неразумно высказывания бывшего главы МИДа Б.Тарасюка с поддержкой размещения США систем на территории Чехии и Польши. Нашим МИДовцам необходимо понять: Если они не хотят, чтобы космический мусор в виде остатков ракет и противоракет сыпался на наши и их, в том числе головы, то необходимо резко отрицательно относиться к размещению вокруг Украины любых компонентов системы ПРО. От этого мы только целее будем.
      Необходимо оказывать все возможные методы дипломатического воздействия на своих соседей, объясняя, что Украина не заинтересована в размещении на их территории системы ПРО США, да и для них этот шаг чреват серьезными возможными потерями.
      Одновременно с этим необходимо было бы крепко подумать о возможности восстановления утраченных связей с Россией в военно - технической сфере. В частности боевые железнодорожные комплексы с МБР "Скальпель " были разработаны и производились на предприятиях Украины. Боевые железнодорожные поезда, изготовленные в г.Луганске и оснащенные МБР "Скальпель" разработки КБ Южное – г.Днепропетровска составляли основную головную боль НАТОвским стратегам , своей скрытностью и неуязвимостью. Они были сняты с боевого дежурства Россией из – за обострения отношений между нашими странами. Складывающаяся сейчас ситуация с системами ПРО США делает уместным поднятие Украиной вопроса перед Россией о восстановлении производства и поставки ей этих систем вооружения.
      США ведут активные работы по созданию группировки космических аппаратов, оснащенных системами вооружения, тем самым грубо нарушая ранее заключенные договора о не размещении оружия в космосе. Украинская дипломатия, по видимому, не должна безучастно относится к тому, как США разрушают создаваемую десятилетиями систему международных договоров, гарантирующую мирное использование космоса. Тем более она не должна занимать в угоду своим корпоративным интересам и амбициям позицию, ухудшающую безопасность Украины.
     Однако всей этой работе должны предшествовать шаги, предпринятые нашим парламентом, который должен обозначить вехи внешнеполитического курса, отчетливо осознавая, что размещение систем ПРО США на территории сопредельных с Украиной держав не повысит ее безопасность. Владислав Полях, Харьков vladislavpolyakh@rambler.ru P.S. Список источников по теме: * Стратегические ядерные силы СССР и России, исторический обзор и сетевые ресурсы; см. также обзорную главу (в формате PDF, 155 kB) из кн. Стратегическое ядерное вооружение России (под. ред. П.Л. Подвига, Москва, ИздАт, 1998 г.) * Справочник СНВ-сайта: Система ПРО территории США * История развития советских противоракетных комплексов на сайте Вестник ПВО * Противоракетные программы СССР и США на сайте Федерации американских ученых * Документы к Договору ПРО * Справочник СНВ-сайта Cистема ПРО территории США * Колтунов В.С. Договор по ПРО и стратегическая стабильность // Тезисы лекции в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности" , 28 марта 2002 г, Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ * Сутягин И.В. Разработка в США систем противоракетной обороны различного назначения Справочные данные * Грани «Алмаза» История в событиях и лицах 1947-2002..-«Алмаз», М.: 2002, 191с. P.S. Данная статья была написана 4 года тому и опубликована во Всеукраинской технической газете. Прошло 4 года и читатель может сравнить, что же за это время произошло. Видно невооруженным взглядом, что по большому счету поменялись лишь фамилии «керманичей» стран. На смену Ющенко пришел Янукович в Украине, Путина сменил Медведев – в России, в США Буша заменил Обама. А в остальном, все развивается в том же направлении, что и 4 года назад. США упорно продолжают размещать системы ПРО вокруг России. Украина делает вид, что ничего не замечает и пытается всем демонстрировать свои евро устремления. Вот только Европа как-то относится к этому с прохладцей, потому, что у нее своих проблем хватает. Грянул кризис и тут уже не до сантиментов. Нужно спасать себя, поскольку, как говорят «своя рубашка ближе к телу». США продолжает политику, которую почему-то назвали красивым словом «глобализация», а на самом деле эту политику можно назвать менее красивым словом «неонацизм», поскольку суть ее сводится к созданию нормальных условий жизни, но не для всех, а для «золотого миллиарда» за счет всех остальных. Чем это отличается от тезиса: Deutschland. Deutschland uber alles, Uber alles in der Welt!не (Германия, Германия превыше всего, превыше всего на свете.). Только раньше делили на немцев и остальных «недочеловеков», а сегодня на представителей стран «золотого миллиарда» и всех остальных. Разница, как видим, не велика. Не велика может быть и разница в конечных итогах. Первый раз это привело к самой кровавой за историю человечества войне - 2 Мировой войне. Не хотелось бы, чтобы сейчас это привело к 3 Мировой, так как она может стать последней в истории человечества. И немаловажным моментом сдерживания является баланс в мире стратегических ядерных сил и сил их сдерживания – ПРО. Чрезвычайно опасно однополярное сосредоточение этих компонентов. Но, в последнее время, наметилась тенденция к восстановлению униполярного мира. Есть надежды, что «Россия воспрянет ото сна…» и разрушит опасную для человечества гегемонию США в этой области. А Украине, наверное, не совсем, умно, имея под боком соседа, с которым связывает многовековая совместная история, с которым делили и горе и радость уповать на заокеанские морковки и «зонтик в виде ПРО». Нужно, как говаривал кот Леопольд «Жить дружно» со всеми, но, в первую очередь, с ближайшими соседями. Не умно, но, к сожалению, последние 20 лет мы во многих случаях поступали, мягко говоря, не совсем разумно. И связано это с тем, что как говаривал В.Шаламов «их правда отличается от твоей правды» Равно, как и их Украина отличается от твоей Украины и вместе им, как сказал Р. Киплинг, не сойтись никогда. Отличие это не географическое или национальное, а имущественное. И чем раньше мы это поймем, тем больше нас останется в живых.

Специально для сайта УХСО
      Владислав Полях,
      Харьков vladislavpolyakh@rambler.ru
     главная
     техника и технологии