главная -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------экология

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕСТВА К СВЕРХОБЩЕСТВУ В СВЕТЕ
КОНЦЕПЦИИ В. И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ

Поддубный И.А.

Эта концепция обросла множеством мифов. Примером может служить статья в киевской газете "День" /1/,автор которой, кандидат биологических наук А. А. Дюльдин приписал Вернадскому взгляды Э. Леруа. Вернадский взял у Леруа термин "ноосфера", но наполнил его совершенно другим содержанием. Для него это, не какое то надбиосферное образование, а этап развития биосферы, обусловленный человеческой деятельностью. Редакция "Дня" использовала моё письмо с анализом "неточностей" Дюльдина /2/ для инициации дискуссии по поднятым вопросам в преддверии "саммита Земли" в Йоханнесбурге.
Обе статьи можно прочесть в архиве газеты в Интернете.
И хотя никто из участников этой дискуссии взгляды Дюльдина не поддержал, тот, выдержав паузу, уже на сайте Международной академии ноосферы (noosfera1.boom.ru) продолжил развивать свой проект "ноосферного кибернетического человечества" , согласующийся по его мнению с Библией.
Такие "открытия" являются отражением происходящего в наше время тотального помутнения умов: "Эпоха просвещения закончилась. Началась эпоха мракобесия. И наука служит этому мракобесию. Раньше мракобесие шло от невежества, теперь оно идёт от знания. А методы и цели те же"/3,с.226/.
Общим местом стало утверждение о создании Вернадским учений о биосфере и ноосфере, не минуло оно и Н.Н.Моисеева/4,с. 31/, внесшего существенный вклад в дальнейшее развитие ноосферной концепции Вернадского.
Вернадскому были чужды спекулятивные (умозрительные) построения. Во введении в "Биосферу", в которой действительно были заложены основы учения о ней, подчеркнул: "Он не делает никаких гипотез. Он пытается стоять на прочной и незыблемой почве - на эмпирических обобщениях"/5, с. 33/
Два из этих обобщений ( эволюция видов переходит в эволюцию биосферы
и превращение человечества в крупнейшую геологическую силу) и дали ему возможность предположить о переходе биосферы в новое эволюционное состояние. Но для выяснения генезиса ноосферы этого было совершенно недостаточно.
Первый шаг в раскрытии этого генезиса был выполнен Моисеевым, показавшим, что переход в ноосферу возможен лишь путём коэволюции биосферы и Человечества, ставшего ведущим компонентом биосферы /4 /.
Дальнейшее превращение концепции Вернадского в учение о ноосфере требует научного анализа процессов социальной эволюции, что и осуществил А.А.Зиновьев. "Чтобы подняться на научный (логический) уровень познания социальных объектов, т.е.человеческих объединений и людей, как членов этих объединений, необходимо осуществить логическую обработку языка, на котором люди думают, говорят пишут, слушают и читают об этих объектах, а также осуществить логическую обработку методов исследования этих объектов. Я назвал такую обработку логической социологией"/3, с.119/.
Путь к созданию логической социологии оказался долгим не из за технических или методологических трудностей, а по причинам идеологического характера. Создание логической социологии ставило крест на многих, казавшихся незыблемыми, положениях марксизма, в частности, о экономике как базисе.
Ещё в "Логике науки"(1971г.) и в"Логической физике"(1972г.) Зиновьев выполнил оба вида логической обработки по отношению к фундаментальным научным понятиям, сведя в систему такие термины, как пространство, время, движение, изменение, связи и т.д. Это не просто "проба пера", было показано, например, что приписываемое пространству "способность сжиматься и растягиваться, искривляться и выпрямляться, а времени …способность двигаться быстрее и медленнее, вперёд и назад…эти трюки суть трюки языка, на котором говорят о пространстве и времени"/3, с.48/, а не какие-то фундаментальные свойства природы. Однако эти трюки продолжают кочевать по страницам отнюдь не научно-фантастических произведений.
Для перехода от логической обработки совокупности физических терминов к приведению в систему очень многосмысленных социологических понятий потребовалось создание общей теории терминов /6, с.366-372/. Только на базе сведения основных социологических понятий в непротиворечивую систему и оказался возможным подлинно научный анализ эволюции человеческого общества : "Правила логики являются общими для любых наук, в которых для них есть условия и надобность. Они не образуют специфическую дедуктивную основу социальных исследований. Последнюю образуют определения языковых выражений, обозначающих социальные объекты, и утверждения об этих объектах "/7, с.59 /. Это позволило осуществить "…определение общества и его социальной организации совместно с определениями основных компонентов этой организации - государства, экономики и других. Если брать элементы этого сложного комплекса по отдельности и изолированно друг от друга, они превращаются в предмет бесконечного словоблудия. А будучи взяты именно как элементы единого комплекса, они оказываются сравнительно простыми для понимания" /7,с. 53/.
Очищение социологических понятий от многосмысленности с помощью экспликации понятий Зиновьев осуществил в два этапа:
- на первом из множества человеческих объединений был выделен некий простейший абстрактный тип, названный человейником,
- во втором из множества человейников выделен отвечающий понятию общества в современном понимании.
Рассмотрение эволюционных процессов в человеческих объединениях позволило ему установить, что "Существует не только нижняя эволюционная граница общества, не достигнув которой человейник не приобретает качество общества, но и верхняя граница, перейдя которую человейник утрачивает это качество" /7, с.267/. Это означает переход общества в новое качественное состояние, названное Александром Александровичем сверхобществом.
Сверхобщество - не абстрактное понятие. Первым в истории сверхобществом был СССР. Зиновьев детально исследовал его генезис - становление, дальнейшее развитие, возникновение и нарастание кризиса:
"Начав с серии бессмысленных насильственных реформ и потерпев на этом пути банкротство, советские реформаторы/ "гайдарообразные" по терминологии Н. Н.Моисеева - авт./ встали в конце концов на путь насильственной "перестройки" советского общества по западным образцам. При этом они игнорировали тот факт, что западные образцы не являются универсальным благом для всего человечества. Эти образцы дали хорошие результаты только для небольшой части человечества" /7, с. 437/.
В результате серии диверсионных операций, "спланированных на Западе и осуществлённых силами самих советских правителей и их идеологических слуг"/7, с.451/ произошла советская контрреволюция, советский коммунизм был убит. Была реализована задача "задушить дитя в колыбели" (У. Черчилль), ведь 70 лет в историческом масштабе пора младенчества. Но это не принесло ожидаемых благ ни гражданам бывшего СССР, ни человечеству в целом, которое оказалось на нисходящей ветви своей эволюции.
Запад пытается строить сверхобщество в своём понимании, но это ему не удаётся: "Развив до высочайшего уровня свою власть над средой, западоиды почти полностью утратили способность приспосабливаться к среде"/7, с.583/.
Подтверждением последнего положения может служить перерастание разразившегося финансового кризиса в мировой экономический, но это "цветочки", "ягодки" впереди. Глобализаторы по западным лекалам принципиально не могут обеспечить коэволюцию биосферы и человечества.
Необходимо отметить, что все данные определения условий наступления "эпохи ноосферы" (термин Моисеева), по сути содержат в том числе и формирование сверхобщества на основе сложившихся обществ.
Анализ комплексного рассмотрения процессов коэволюции возможен на базе общей теории терминов, поскольку приведенная в /6/ система её аксиом и теорем оказывается избыточной по отношению к анализу социальных процессов.
Но это требует сугубо профессионального обсуждения.


1. Дюльдин А.А. Ноосфера - славянский путь? // "День", 2002, 14 июня
2. Поддубный И.А. "Ядерная зима" или колыбель ноосферы.// "День", 2002, 27 июня
3. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. - М.: Полиграфмаш, 2003
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.:- Мол. Гвардия,, 1999
5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: - Леанкрафт, 2003
6. Зиновьев А.А. Очерки комплексной логики. -М. : Урсул 2003
7. Зиновьев А.А.На пути к сверхобществу. - СПб.: Изд. Дом "Нева",2004