Главная

    В Харькове и области

Фантастика

 

     

    Какое общество реально может освоить космос?
    (доклад на фестивале левой и патриотической фантастики "Краснозвездный мост", Харьков, 21-22.12.2012)

            Освоение космоса ныне стоит на повестке дня всей земной цивилизации.
           Но как становится ясным из элементарнейшего рассмотрения социальной психологии и культуры разных народов далеко не каждый народ или общество МОЖЕТ освоить космос. Для некоторых народов дорога в космос закрыта навсегда. И дело совершенно не в их явной или мифической технологической отсталости (наоборот, они могут быть на настоящий момент технологически весьма "продвинутыми"), а в том КАК они будут вести себя, попав среду АБСОЛЮТНО ВРАЖДЕБНУЮ человеку.
           Для существования и выживания в определённой среде и окружении каждый народ вырабатывал вполне конкретные качества и стереотипы. Стереотипы мышления и поведения. Эти стереотипы в последствии становились тем, что ныне мы подразумеваем под таким термином как культура народа. Культурологические различия среди народов мира бывают не просто существенные. Многие качества и типы реагирования на изменения в среде обитания для разных народов бывают не просто разные, а часто даже противоположные. Рассмотрим эти самые качества на примере двух наиболее ярких культур и социально-политических систем уже давно заявивших свои претензии на космос - капитализм и социализм.
            Следует прямо оговориться, что вполне конкретная культура органично порождает и соответствующую ей, и максимально подходящую для неё, социально-политическую систему. Уже одно то, что попытка построения капитализма в России привела не просто к краху экономики и политической системы страны, но и привела к стремительной деградации всего общества, говорит о том, что капитализм совершенно чужд культуре русского народа и большинству культур народов населяющих постсоветское пространство. В настоящее время этот факт в среде специалистов перекочевал в разряд "медицинских".
            Все различия можно разделить на четыре ярчайших категории.

           Первая: тип реагирования на экстремальную ситуацию.
           Капитализм возник в странах с очень хорошим климатом где человеческие взаимоотношения МОГУТ носить КОНКУРЕНТНЫЙ характер. Основа капитализма - культура конкурентно-индивидуалистическая.
            Сейчас в чисто политических целях интересах правящей верхушки конкуренция абсолютизируется как универсальное качество всех культур и обществ претендующих на статус "динамично развивающихся" и прогрессивных. При этом конкуренция выставляется ими на роль универсального двигателя любого прогресса. На самом деле конкуренция как двигатель прогресса присуща только Западу как цивилизации. У всех остальных культур прогресс совершенно не зависит от наличия или отсутствия конкуренции.
            Социализм в СССР основывался на коллективистской культуре взаимопомощи, так как в суровых климатических условиях выжить можно только сложением усилий и предельной концентрацией действий с целью достижения максимальной экономической и социальной эффективности для выживания всех. Из этого различия проистекает ТИП РЕАГИРОВАНИЯ на экстремальную ситуацию характерный для этих культур.
            Конкурентно-индивидуалистический: малейшее ухудшение условий среды существования рассыпает группу, коллектив, общество индивидуалистов на одиночек, блюдущих только свой сугубо шкурный интерес и мелкотравчатое благополучие. А возникновение смертельной угрозы провоцирует индивидуалистов на отчаянную войну "всех против всех", что резко снижает шансы на выживание каждого.
            Примеры такого поведения у всех на слуху. Из ближайших стоит упомянуть последствия урагана "Катрин"
            на восточном побережье США, весьма характерное содержание большинства американских фильмов-боевиков и "ужастиков" где описывается злоключения группы людей. Практически везде в этих фильмах присутствует один и тот же стереотип: сначала, когда всё хорошо, группа ведёт себя в целом как единый организм с дружеским отношением друг к другу или как минимум терпимым. После появления смертельной угрозы все кидаются спасать только индивидуально самих себя, но и часто за счёт всех остальных. В конце концов остаётся один выживший или два(герой и героиня). Данный стереотип показывает не нечто маргинальное, а ТИПИЧНОЕ поведение рядового американца или носителя Западной культуры. От того оно и повторяется неизменно из фильма в фильм. Также на этот счёт есть и бесчисленные исследования самих западных учёных-психологов полностью подтверждающих тезис об именно типичности такого поведения в среде западного обывателя.
            Наиболее яркая иллюстрация для нашей темы была бы пьеса великого польского писателя Станислава Лема о поведении двух американских космонавтов попавших на лунной станции в критическую ситуацию. Там эти горе-космонавты немедленно начали поиск способов и предлогов убить напарника ради выживания, совершенно не озаботившись совместным поиском выхода из создавшейся ситуации. Вместе с тем, спасение, выход из создавшейся аварийной ситуации, как показал автор, был всегда у них перед носом и весьма тривиален.
            Конечно, Станислав Лем, могут сказать некоторые въедливые читатели, гиперболизировал ситуацию, но в целом, он описал типичное поведение рядового американца вполне достоверно.
            Коллективистски-солидарная культура
    : Ухудшение условий и, тем более, угроза для жизни в отличие от конкурентного, в коллективистски-солидарном сообществе НАОБОРОТ отменяет все внутренние дрязги и противоречия СПЛАЧИВАЯ коллектив для коллективного же отпора угрозе. Тем самым резко увеличивая шансы на выживание. То есть ДО катастрофы в коллективе могут быть и очень большие трения, и конфликты, но после осознания всеми угрозы эти самые обиды тут же забываются до момента выхода из угрожающей ситуации. Вполне естественно, такая культура людей и их сообществ как Нельзя лучше подходит для освоения сред враждебных или даже абсолютно враждебных(как например космос) для человека.

            Второе - достаток ресурсов
           Капитализм может существовать только как система паразитирующая на периферии. По этой причине он и делится на страны с собственно капитализмом (капитализм метрополии) и страны с капитализмом периферийным. Основная задача последнего - перекачка ресурсов за бесценок в страны метрополии.
            Данная система необходима для обеспечения режима изобилия ресурсов без которого невозможно обеспечить главные "столпы" капитализма - режим конкуренции и режим гиперпотребления. Как показывает история даже снижение общего благосостояния в капиталистическом обществе на один(!) процент вызванные перебоями в поставках ресурсов с периферии вызывает серьёзные потрясения в капиталистических странах.
            Социализм же может существовать и даже развиваться в условиях серьёзного недостатка ресурсов. Изначально возникнув в стране полностью изолированной от какого-либо даже эквивалентного обмена товарами с периферией и с самими капстранами, он не только развился во вполне самостоятельную и самодостаточную (!) систему, но и опередил все капстраны по скорости развития своей экономики и по параметрам социальной эффективности. Эта система смогла развиваться в условиях, которые по экономическим меркам капитализма были не только нерентабельными, но и резко убыточными.
            То есть, смогла преодолеть эти условия сделав производства не только не убыточными но и рентабельными.
            В настоящее время освоение космоса как раз и является по меркам капиталистической экономики именно СОВЕРШЕННО убыточными, что, кстати, энтузиасты освоения космоса на Западе пытаются преодолеть или даже "залепить" страшилками о мифической высокой угрозе столкновения Земли с кометой, астероидом и прочих "угрозах". Эти же энтузиасты сочиняют сказки о бриллиантах и самородном золоте глыбами летающих в поясе астероидов и подобной ей чуши.
           Тем не менее, уже начинающийся в мине Кризис Конца Ресурсов(ККР) заставит капитал свернуть все "затратные" проекты (что уже сказалось на свёртке многих космических проектов). А необходимость длительного вложения средств для реального освоения космоса и выхода на режим самообеспечения колоний - полностью отказаться от колонизации. В этом проявляется особенно ярко крайне низкая способность капиталистической системы быстро концентрировать большие средства на приоритетных направлениях и обеспечения длительного финансирования отдельных проектов без получения прибыли. Это же проявляется и в таком качестве как горизонт планирования.

    Третье качество - горизонт планирования
           Для капитализма горизонт планирования очень мал. Это связано с жизненно важным требованием для любой корпорации получать прибыль в течение максимум 10 лет. Для колонизации же космоса необходимы и горизонт планирования и затраты, рассчитанные на века, что полностью противоречит капиталистическому порядку получения прибыли "здесь и сейчас".
           Немалую лепту в это же самое обстоятельство ныне вносит и ККР, заставляя сокращать этот горизонт планирования, так как совершенно не ясно будут ли вообще найдены адекватные замены истощающимся источникам ресурсов.
           Теоретически капитализм может преодолеть ККР переходом к неофеодализму, когда гиперпотребление будет обеспечиваться только крайне малому числу людей из представителей семей-правителей нынешнего "Золотого Миллиарда". Все же остальные будут опущены в состояние вечного Ада. Именно в эту самую сторону ныне активно и явно эволюционирует капитализм. Возможно, что за счёт опущенных в Ад народов, неофеодалы смогут пойти на попытку колонизации космоса. Но в этом им помешают не только вышеописанные культурно-психологические изъяны капиталистического общества /данные качества неистребимы и неустранимы в капиталистическом обществе, так как яростное насаждение индивидуализма и конкуренции в народе рассыпает его на отдельные и неопасные для элиты единицы-индивидуалы которых всегда можно передавить поодиночке - ЛЮБОЕ возрождение коллективизма сплотит общество против общего и явного врага и вызовет крах паразитической системы/ но и

    Четвёртое качество - интеллектуальная эффективность.
           Уже сейчас ясно, что необходим КАЧЕСТВЕННЫЙ научно-технический скачок для преодоления всех угроз для человечества: ККР, экологической катастрофы и других. Иначе об освоении космоса говорить просто бессмысленно - покойникам никакой космос не нужен! Но для этого, как становится ясным уже сейчас, необходимо полное использование всей интеллектуальной мощи всего человечества. Для этого же необходимо, чтобы во всём человечестве выявлялись и своевременно получали качественное образование все таланты и гении.
           Система же образования, воспроизводящая классовое общество даёт качественное образование только детям элиты.
           Капитализм это общество строгого деления на элиту и остальное большинство.
           Элита чётко отделена от большинства сословными и имущественно-финансовыми перегородками. В этих условиях, для обеспечения устойчивого существования общества необходимо обеспечение послушности элите неэлитарного большинства.
            Это значит, что элита должна быть максимально ограждена от конкуренции снизу, и любая попытка такой конкуренции для выходца из большинства должна, как правило, заканчиваться фиаско. Данная система, по заложенной в ней идее, должна регулярно подтверждать гораздо более высокий социальный, моральный и интеллектуальный статус элиты и её право руководить большинством.
            Это может быть осуществлено только при создании системы элитарных школ для элиты, где учат на самом высоком уровне, и обеспечивают максимально высокие стандарты образованности и культуры. А так же моря всяких прочих, "народных" школ, где учат не всему чему надо бы, а "только полезным знаниям и навыкам". То есть тем, что непосредственно понадобятся "большинству", для исполнения повседневных обязанностей перед элитой.
           Данная система обеспечивается двумя способами:
            Первый - финансовый барьер. Для поступления в "элитную" школу и осуществления обучения там, необходимы большие деньги и, как следствие, высокий "элитарный" доход родителей.
           Второй - сословный барьер: принимаются только "свои".
           На Западе, данная система образования существует в двух видах: школы для элиты (Итон и пр.), а так же "системы двух коридоров" в обычной школе.
            "Коридор А" - для детей элиты,
            "коридор В" - для прочих.
           Так же немаловажным параметром данного общества является то, что правом на обладание целостным восприятием действительности и системным мышлением обладает только элита.
            Для "быдла" необходимо максимально разрушить любые зачатки и того и другого, чтобы полностью обезопасить элиту от ЛЮБЫХ возможных конкурентных поползновений "снизу". Данную разрушительную функцию выполняет как "масскультура", так и примитивизирующее образование, изначально не дающее этих качеств.
            Тем не менее, давно известен факт, что гении и таланты рождаются с равной вероятностью и в семье академика, и в семье дворника.
           Так как капиталистическое общество, из соображений чувства элементарного самосохранения, может дать качественное образование только элите, а это примерно 5% населения, то 95% гениев и талантов данная система не просто упускает, а СОЗНАТЕЛЬНО переводит в отходы.
           Вполне естественно, что для ограничения конкуренции надо иметь как можно меньшее количество грамотных "неэлитариев". Иначе эти самые грамотные неэлитарии очень быстро разберутся в том, "что есть что" в обществе и уничтожат паразитическое сословие физически. Также уничтожат и саму систему паразитирования.
           Но не давать нормальное образование всем, для того, чтобы выявить всех гениев и талантов НЕВОЗМОЖНО, так как и гениальность и талант часто проявляются на поздних стадиях обучения человека. А иногда гениальность и талант проявляются даже ПОСЛЕ окончания обучения - в процессе практической деятельности. Таким образом для использования интеллектуальной мощи всего общества, всей цивилизации необходимо давать равное и качественное образование всем. Но это неизбежно приведёт к краху системы "элита- быдло" из-за резкого скачка уровня конкуренции.

            Это же означает, что действительно обеспечить выход из катастроф может только солидарное, социалистическое общество.
           И, главное, для освоения космоса необходима философия космизма.

    Пятое качество - философия космизма
            Практически все "глобальные" философии, которыми до недавнего прошлого руководствовалось человечество, ограничивались делами сугубо земными. И это неудивительно, так как тогда еще "планета не кончилась". Их вполне хватало для развития. Ныне же ситуация резко изменилась. Созрели все условия для качественного изменения и культуры и, главное, ведущей философии землян. Для экспансии в космос нужны не просто весьма специфические человеческие качества, но и философия, которая могла бы буквально поднять человека к звёздам.
           Если принять за основу ценности западной цивилизации, ценности капитализма, то надо немедленно отказаться не только от звёзд, но и от всей философии космизма как таковой. Отказаться, так как она в корне противоречить коренным постулатам капитализма и как социально-политической, и как чисто экономической системы.
           Дело тут в том, что космизм как философия постулирует прогресс человечества и человека, в сторону, как в своё время выразился Соловьёв, его Богоподобия.
           Но если человек изначально существо порочное, и большинство из людей, слагающих общество "самой судьбой и Богом" записанные в неудачники, то надо немедленно забыть про звёзды и начать "грызть глотки" ближним своим уповая исключительно на своё собственное выживание. По идеологии Западной цивилизации и капитализма, из "невозможности исправить изначально испорченную человеческую натуру" вытекает и то, что само общество невозможно исправить, а из этого прямо следует, что оно может эволюционировать только от плохого к худшему.
           Как показывает весь опыт Западной цивилизации - так оно и есть. Капитализм как социальная система действительно развивается только от плохого к худшему. Но это совершенно не означает, что это является истиной для других социально-экономических и культурно-психологических формаций. Опыт других стран как раз показывает, что данный порок присущ органически именно капитализму и только ему. И главным оппонентом в этой части философии для капитализма является социализм.
            Социально-психологической основой социализма является постулат изначальной чистоты человеческой натуры, его способность к самосовершенствованию (данный постулат характерен для всех цивилизаций Земли, кроме Западной). По этому постулату, если человек плох, то в этом, прежде всего, виновата среда, где он оказался или/и воспитывался.
           Из этого постулата прямо следует, что людей порочных не просто можно, но и нужно исправлять. В том числе и искоренением причин, приведших к их "порче" - т.е. совершенствуя Общество.
           Отсюда следует цепочка вполне очевидных выводов:
           Первый: Если невозможно совершенствовать общество, то невозможно и освоить космос, так как любое приспособление к конкретным условиям космоса (которое требует безусловного отказа от конкуренции как от ведущего стереотипа поведения), прямо противоречит главной установке философии западного капиталистического общества - неизменяемости к лучшему человеческой натуры. Отсюда же и
           Второй, главный вывод: Капиталистическое общество в принципе не может освоить космос по причинам внутренне присущих ему изъянов.
           Космос может освоить только социалистическое или как минимум неконкурентное, солидарное по своей сущности общество, вооружённое философией космизма, как ведущей философией всего общества. Но ведь если есть философия космизма в обществе, которая постулирует в основе своей совершенствование общества и человека, то любое общество по этой философией неизбежно станет социалистическим.
            Итого: ответ на вопрос статьи однозначен: только социалистическое общество!

    А.П.Богатырев (Анапа)

 

 Материалы          "Краснозвездного моста":

  Краснозвездный мост   -   первый!

    Григорий Сковорода    -   первый Харьковский    фантаст-утопист

   Кровососы: киношные и    реальные

   Проблема Добра и Зла   в    литературе
  приключенческих   жанров

  Фэнтези и   альтернативная   история:    два жанра, две эпохи