«Новый социализм: каким он может быть?»
    http://www.km.ru/spetsproekty/2013/11/06/istoriya-khkh-veka/724696-novyi-sotsializm-kakim-mozhet-byt
    7.11.2013 , Сергей Черняховский

    Постиндустриальное, информационное производство не противоречит основным базовым постулатам идеологии коммунизма, а напротив, предполагает их наиболее полную реализацию

    Почти сто лет назад страна оказалась единой в стремлении к социализму. На выборах в Учредительное собрание более 90% голосов получили социалистические партии, разошедшиеся, правда, между собой в том, как они видят социализм и каким путем предполагают к нему идти.

    Три четверти века спустя элита (не народ!) от этого намерения открыто отказалась. И если ее представители сами и знают, какой они хотят в будущем видеть страну, то от самой страны они это явно скрывают.

    Все последствия этого можно видеть во всей жизни России. Не зная, куда и к чему идти вперед, элита все чаще ищет вдохновение в том, чтобы оправдать свои неудачи, уходя все дальше назад. Отсюда и архаика, и явная реакционность интеллектуальных устремлений от лубочного почитания ненавистных народу царей до попыток замаскировать отсутствие внятной идеологии навязчивой пропагандой религии, на самом деле больше вредящей власти и ее дискредитирующей. 

    В то же время и носители той идеологии, которая когда-то провозглашала идею создания справедливого общества, так и не сумели сегодня сказать, каким они видят это будущее общество сейчас. 

    Из четырех мировых идеологий к рубежу ХХI столетия три - либерализм, консерватизм и национализм - представили свои "неоформы";, так или иначе пытающиеся осознать реалии наступающего постиндустриального общества. На сегодня единственной идеологией, не предложившей миру свой новый проект, остается коммунизм, во многом травмированный поражением социализма в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Само это поражение во многом оказалось связанным с отсутствием такого проекта, хотя на более глубинном уровне оно объясняется его внутренними противоречиями, в конечном счете вытекавшими из его успешного развития в ХХ веке.

    Ранний социализм разрешил противоречия между трудом и капиталом. Обеспечил возможности развития общества, отказавшегося от частной собственности. Создал мощную систему планирования. Удивил мир темпами развития производства. Обеспечил комплекс социальных гарантий, казавшихся невозможными, - право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, восьмичасовой рабочий день. Была создана уникальная система социальной демократии, ликвидирована эксплуатация человека человеком, открыта для каждого возможность доступа к достижениям культуры и науки.

    Ранний социализм открыл дорогу развитию мощных производительных сил, создал плацдармы постиндустриального производства, колоссальный интеллектуально-личностный потенциал. Однако этот потенциал пришел в противоречие с индустриальным производством, в котором не было места его использованию и реализации. Это означало, что старый индустриальный социализм выполнил свою миссию и исчерпал возможности своего развития.

    Разрешение этого противоречия требовало технологического прорыва, коренной реконструкции экономики и перехода к постиндустриальной фазе развития производства. Однако в 90-е годы вместо этой стратегии прорыва в развитии производительных сил и возвышения их до уровня производственных отношений была, по сути, принята стратегия опускания производственных отношений до старого уровня, обернувшаяся запуском механизма социального и исторического регресса, утверждения на территории СССР во многом даже не капиталистических, а докапиталистических отношений.

    Однако постиндустриальное, информационное производство не противоречит основным базовым постулатам идеологии коммунизма, а напротив, предполагает их наиболее полную реализацию.

    Основным аксиологическим постулатом коммунизма является признание человека и возможностей неограниченного творческого развития его личности основной ценностью, основным богатством общества. В условиях капитализма эта возможность ограничивалась делением общества на имущих и неимущих, собственников и наемных работников. В условиях раннего, индустриального социализма она была ограничена самим уровнем развития производства, предполагавшего доминирование простого, инструктивного труда, превращавшего человека в придаток производственной и организационной машины.

    Изначально коммунизм связывал конечное освобождение человека и обеспечение возможностей его развития не только с устранением частной собственности, превращающей большинство общества в людей, вынужденных посвящать свою жизнь экономическому обеспечению своего биологического существования, но с созданием на этой основе такого производства, при котором наука становится непосредственной производительной силой, человек выводится из непосредственного процесса производства и становится над ним в качестве его организатора и контролера.

    Переход в постиндустриальную фазу производства как раз и создает условия, при которых виды деятельности, не требующие от человека самостоятельного принятия решения, в принципе передаются от человека технике, а за человеком остаются те виды, которые требуют такого самостоятельного принятия решений, то есть сложной творческой деятельности.

    Это означает, что за счет перемещения человека в сферу производства информации, новых знаний и технологий число занятых в непосредственном материальном производстве, пусть даже в качестве его организаторов и контролеров, сокращается примерно до одной десятой всех занятых, тогда как остальные оказываются задействованы в эвристической творческой деятельности, в производстве нового знания, становящегося основной производственной силой.

    С развитием таких форм производства сегодня в основном связаны относительное процветание и относительная устойчивость ведущих капиталистических стран. Однако в них постиндустриализация производства носит лишь частичный характер, при котором сложные и высокооплачиваемые виды труда достаются населению этих стран, а более примитивные виды деятельности, не требующие столь высокой оплаты, передаются в остальные регионы мира. Результатом этого является раздел мира на процветающие постиндустриальные страны и обслуживающую их периферию, к которой относится большинство человечества.

    В отличие от такой организации, постиндустриальный социализм предполагает полную постиндустриализацию, перевод всего производства в новую эвристическую фазу, в принципе обходящуюся без превращения человека в придаток производства.

    Это общество, в котором на место всеобщей конкуренции приходят всеобщая кооперация и сотрудничество, на место изолированного владения средствами производства - совместное владение, на место труда как способа обеспечения себя продуктами пропитания - труд как способ творческой самореализации личности. Основными производителями общественного богатства вместо гигантов индустрии становятся центры производства знания - мультиверситеты. Основной экономической доминантой вместо владения финансовым капиталом становится владение информацией.

    На место экспорту сырья и продуктов его переработки приходит экспорт знания, технологий и культуры. Власть и собственность переходят от носителей финансового капитала и бюрократических структур к производителям знания и технологии. А поскольку в условиях полной постиндустриализации именно в этих видах деятельности сосредоточено все население, в полной мере исчезает имущественная и экономическая дифференциация общества.

    Человек вместо исполнения роли средства производства и его придатка возвышается до роли демиурга, творца, освобожденного от необходимости посвящать свою жизнь исключительно обеспечению своего пропитания и имеющего возможность превращать ее в процесс творения самих условий существования мира и цивилизации. В этом смысле постиндустриальный социализм - это республика творцов, республика демиургов, то есть республика "поэтов, инженеров и ученых".

    В экономическом плане он подразумевает отказ от частной собственности на основные средства производства с сохранением своего рода "проектной собственности" - права на разработку и реализацию творческих проектов, направленных на развитие общества при ответственности создателя проекта за его реализацию. Она предполагает отказ от рыночных форм организации, то есть переход от производства, ориентированного на возможную коммерческую выгоду, к производству, подчиненному удовлетворению осознанных потребностей общества. На место конкуренции продуктов производства приходит конкуренция творческих проектов граждан.

    В политическом плане он предполагает систему профессионального и корпоративного самоуправления, выстроенного снизу вверх, когда основным политическим и представительным органом становятся профессиональные и корпоративные советы специалистов, в своей единой системе обладающие безусловным приоритетом над исполнительными структурами; точнее, сами исполнительные структуры из особой ветви власти превращаются в рабочие органы представительных органов.

    Система организации представительной власти дополняется и ограничивается организацией форм прямой демократии, основанной на безусловном допуске всех граждан ко всему объему управленческой, политической, экономической и профессиональной информации и системе профессиональных, местных и общегосударственных референдумов через единую информационную национальную электронную сеть.

    Поскольку творческий и профессиональный потенциал личности приобретает характер основной производительной силы, возможность творческого развития рассматривается не только как право личности, но как обязанность общества по отношению к личности. 

    Это предполагает, что каждому гражданину гарантируется не только общепринятый отпуск для восстановления его сил, но и регулярный творческий отпуск, не уступающий по размерам основному, для профессионального самосовершенствования, а также профилактический оздоровительный отпуск для регулярного медицинского обследования и профилактического лечения.

    Высшее образование становится всеобщим и обязательным, охватывая не только традиционные для него сферы подготовки специалистов умственного труда, но и сферу сохраняющегося физического труда с эвристическим содержанием. При этом образование и здравоохранение рассматриваются как базовые, основные сферы общественного производства, оплата в которых изначально существенно превышает средний уровень доходов по стране.

    Система стимулирования труда выстраивается на трех уровнях:

    - первый: текущая оплата труда, покрывающая стоимость рабочей силы, включая затраты на поддержание жизни, достойный уровень досуга человека, средства его личного саморазвития и интеллектуального совершенствования;
    - второй: оплата общественной итоговой эффективности его деятельности по результатам того или иного этапа осуществления общественно значимого проекта, в котором задействован данный человек;
    - третий: стимулирование труда предоставлением более сложных видов деятельности, что рассматривается как основное и по ходу накопления общественных богатств начинает играть все большую роль.

    В национально-государственном плане общество имеет форму единого Союзного государства с широкой автономией регионов и местного самоуправления, производство и экономика которого регулируются в рамках совместно принимаемых общих проектов союзными научными и производственными структурами, состоящими из представителей корпоративных и профессиональных советов и лиц, обладающих высшими достижениями в профессиональной сфере.

    Альтернативные общенациональные проекты, в зависимости от их значимости, принимаются на основе профессиональной и научной экспертизы отраслевыми учеными советами на профессиональных референдумах или в ходе общенародных референдумов.

    Граждане страны составляют единую нацию при сохранении теми или иными образующими ее составными своих культурных особенностей и традиций, по мере взаимопроникновения и взаимообогащения друг друга тяготеющими к все большей культурной интеграции и образованию единой многообразной культуры.

    Территориальная целостность страны в рамках границ Советского Союза подлежит поэтапному разноскоростному восстановлению на основе свободного волеизъявления граждан самопровозглашенных на этом пространстве государств. Союзные органы власти реинтегрированных территорий оказывают народам этих государств культурную, информационную и политическую помощь в осуществлении своего права на национальное самоопределение в форме добровольного воссоединения в рамках Союзного государства. Сепаратизм и проявления межэтнической розни рассматриваются как тягчайшее преступление и пресекаются всей политической мощью реинтегрированных народов.

    Союзное государство открыто для добровольной интеграции в него других народов и стран. В отношении с последними общество постиндустриального социализма проводит политику экспорта новых знаний, технологий и культурных достижений с учетом их культурных традиций и национальной специфики, содействуя освоению ими его культурных, социальных и цивилизационных достижений, рассматривая в качестве конечной перспективы устранение разобщенности и национальной изолированности народов мира, интеграцию их в нестесняемое государственными границами единое общество планеты, достижение ими фазы полной постиндустриализации производства.

 

главная

   Будущее и
       социализ
м