3.4. Научный коммунизм

Чебанов Ю.И.

Нет ничего практичнее хорошей теории

"Мы, марксисты..." Если отойти от политики, то любое подобное натягивание на себя тени умершего гения вызвало бы только иронию. Так что давайте, товарищи, перестанем говорить от имени гениев прошлого, они нас не приглашали и не могут отвечать за наши недомыслия и ошибки. И предоставим ислючительно читателю право признавать нас хоть частично наследниками этих гениев или не признать таковыми.

Юрий Миронов,
Прогулки по левому интернету, Лефт.ру

    Вводные замечания. О научном коммунизме и его развитие как теории. "Нет ничего практичнее хорошей теории." - к такому выводу пришли физики , преодолевая в начале ХХ века кризис в этой науке. События конца ХХ начала ХХI веков, особенно поражение СССР и развал Союза, жгуче поставили подобную проблему перед левыми силами, прежде всего перед коммунистами. Как тогда в физике, так сегодня в социальных науках и чрезвычайно остро в научном коммунизме, новейшие факты действительности, плохо или вовсе не отвечающие существовавшим ранее теоретическим положениям, обусловили глубокие кризисные явления. Это требует серьезного всестороннего осмысления, дальнейшего развития теории, расширения кругозора, развития гносеологии, с целью кардинально укрепить, усилить ее потенциальные возможности и в смысле организации практических действий, и в смысле прогнозирования будущего - постановки и решения стратегических задач.
    Здесь рассматриваются несколько аспектов этой проблемы, а в основном - подходы к ее решению. При этом неизбежно обращение к общеизвестным, тривиальным, положениям коммунистической теории. Формулировки некоторых из них приходится привести, так как, во-первых, сама форма выражения сути положения может акцентировать его, актуальный в данном месте, аспект, а, во-вторых, опуская формулировку, легко разрушить логику излагаемого.

    Прежде всего, обратимся к понятию "научный коммунизм". Считаем наиболее адекватным такое его определение:
    - Научный коммунизм - одна из наук о социальной форме движения материи - учение (теория) о закономерностях общественного, социального развития, об условиях, методах и способах целенаправленного использования этих закономерностей для окончательного преодоления всех форм угнетения человека человеком, для построения и обеспечения существования общества, свободного от всех форм эксплуатации свободно и всесторонне развивающихся людей... (см. далее)

    Гриффен Л.А.

    "Капитал" и капитализм.

    Столь сложный объект, как общество, или даже отдельная общественно-экономическая формация, должны рассматриваться как весьма сложная система. Одним из основных требований системного подхода к рассмотрению любого объекта является проведение исследования в направлении от общего к частному, - в том числе и потому, что "развитое тело легче изучать, чем клеточку тела" (23, 6). Так, например, для исследования социальных процессов в качестве основного объекта должно быть выбрано общество, и лишь только исходя из его основных свойств можно рассматривать "проблему человека", но никак не наоборот. Маркс с полным основанием полагал, что теоретическое исследование капитализма также должно вестись от общего к частному, в частности, что "более конкретные формы капиталистического производства могут быть исследованы исчерпывающим образом лишь после того, как будет выяснена общая природа капитала" (25, I, 122-123). Да он и не ставил своей целью изучение какой-то "клеточки", а считал предметом своего исследования "капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена" в целом...(см.далее)


    Диалектика общественного развития
    (опыт современного марксизма)

    ...Люди - существа, имеющие весьма значительные отличия от всех других живых существ на Земле. Но никакое своеобразие не исключает их из такого общего явления, как жизнь. Человек, общество, человечество, независимо от своих специфических особенностей, входят в число многообразных живых систем. И понять их сущность можно только в том случае, если рассматривать возникновение и развитие этих систем как закономерный результат, как естественное продолжение общей линии развития живого...(см. далее)

    Общественый организм (введение в теоретическое обществоведение)

    Общепризнанной науки под названием "обществоведение" (тем более "теоретическое обществоведение" или "общая социология"), к ведению которой должно было бы относиться то, что составляет пред-мет настоящей работы, пока не существует. Тому есть множество причин, из которых две наиболее важные отражают объективные и субъек-тивные особенности, связанные со своеобразием данного объекта изучения...(см. далее)

 

 главная

 

Наши авторы

Гриффен Леонид Александрович

Доктор технических наук, профессор, академик Академии наук высшей школы Украины, Академии инженерных наук Украины, Академии инженерных наук Российской Федерации, директор Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете Украины "Киевский политехнический институт". оо( подробнее)

В сайте представлены труды Л.А.Гриффена: